Зачем и почему игнорируются права пациентов

0
100

Может быть, ответ на этот вопрос будет полнее, если уточнить, что термин «игнорировать» происходит от латинского  ignorare, имеющего два основных значения —  (1) не  желать знать, (2) намеренно пренебрегать.
И, действительно, права конкретного  человека могут игнорироваться во-первых, им самим, во-вторых  другими лицами (людьми, организациями, государством). Частота того, что мы называем правонарушениями (игнорирования одними лицами прав лиц других) тесно связана  с готовностью первых стать жертвой, то есть с готовностью забыть (не думать, не знать) о своих правах или  о необходимости и возможностях  их защиты.
Отсюда и происходят и хорошо известные феномены физического и психологического рабства, и, с другой стороны, представление о том «… что только тот достоин  счастья и свободы, кто каждый день готов идти за них на бой». В основе активных правонарушающих действий всегда лежит борьба кого-либо за личное выживание, борьба индуцируемая инстинктами  самосохранения и  размножения, требующими расширения жизненного пространства.
Расширение же в условиях нарастания плотности особей человеческого рода  традиционно мыслилось в виде уничтожения или покорения (с последующим использованием) одного человека  другим. Этот путь на протяжении  тысяч лет был основным способом выживания наиболее активных представителей homo erectus (человека прямоходящего). Однако, когда за три десятка лет, этому виду удалось уничтожить несколько десятков миллионов себе подобных (речь идет о Первой и Второй мировой войнах), причем уничтожить методами убийства более утонченными, чем те, что существуют в Природе и которые принято называть «зверскими», на Нюрбергском процессе человечество серьезно задумалось о своем  несоответствии гордому названию homo sapiens (человек разумный).
Стало очевидным и то, что практически любое  государство в виде организующей и направляющей силы способно действовать в режиме истребления как чужого, так и своего народа. Результатом переосмысления тупика, в который  завела себя «цивилизация»  было создание  Организации  Объединенных Наций  и принятие ею в 1948 году «Всеобщей декларации прав человека». Этот  документ впервые провозгласил во всемирном масштабе ключевые приоритеты и  ценности человеческой личности и сформулировал представления о необходимости  во всех странах  универсальных мер государственного признания, соблюдения и защиты человеческого достоинства.
Путь решения проблем выживания  путем взаимного подавления, использования и уничтожения других был признан бесперспективным. Естественная конкуренция индивидов, нормальная борьба за выживание может и должна происходить — это механизм эволюции. Однако  формы и методы таковой должны оставаться в определенных рамках. В качестве рамок определены права человека. Формулируются они в международных актах  и в законодательстве каждой страны. Признаваться, соблюдаться и защищаться они должны государством — только в этом его предназначение.
Таким образом, любое нарушение прав — это проявление вышедшей из под  социального контроля борьбы за выживание  со стороны отдельного человека, организации, или государства. Существенным условием, идеальной «питательной средой» для возникновения и процветания правонарушений является пассивность ключевых носителей прав — граждан. В любом государстве поворот от аномии (в бытовом выражении «беспредела») к развивающемуся, цивилизованному обществу начинается с момента, когда его жители начинают осознавать суть простых слова «я(он) имею (имеет) право…».
Основная причина игнорирования своих и чужих прав достаточно проста — это проявление дефицита того, что называется цивилизованность, культурой, проще говоря,  знаний о жизненном опыте человечества. Именно этот опыт  в самых разных формах и образах свидетельствует о том, что  люди —  взаимосвязанные, взаимозависимые, взаимообусловленные, взаимонуждающиеся и взаимодействующие части одного  природного организма — того, что одни  ученые называют как «тело христово»,  другие  -«общественный механизм», третьи — «ноосфера».
И все они сходятся в представлениях о том, что основополагающих условий  для успешного функционирования и развития человечества всего два, и условия эти определяет каждый из обитателей планеты Земля и никто более. Первое. — «каждый человек должен поступать по отношению к другому так, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему». Второе – «каждый человек не должен поступать по отношению к другому так, как он бы не желал, чтобы поступали  по отношению к нему». На этих двух принципах построены все многообразные нравственные, этические и  правовые системы.