Чем отличаются права от интересов?

0
39

Вопрос, действительно, очень актуальный, поскольку статья 6 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» устанавливает  в качестве обязанности страховой медицинской организации  «защиту интересов застрахованных». Хотя эта статья касается практически  всех граждан России (все застрахованы в системе обязательного медицинского страхования), четкого определения понятия «интерес» законодатель  не дает.
Человек, у которого возникла потребность в получении медицинских услуг, естественно, желает (имеет интерес) получить высококачественную медицинскую помощь в кратчайшие сроки с минимальными затратами времени, сил и средств. Понятно, что теоретически (а в ряде случаев и практически) это достижимо, но далеко не для всех 150 миллионов граждан. Россия, провозгласив себя социальным государством, гарантировала в статье 41 Конституции для всех своих граждан возможность получать в государственных медицинских учреждениях помощь бесплатно. В отличие от Конституции СССР, которая гарантировала не просто бесплатную медицинскую помощь, но помощь квалифицированную, Российское законодательство, будучи более честным по отношению к своим  гражданам, гарантирует им бесплатную, но  уже  не квалифицированную, а доступную медицинскую помощь.
Аналогично, государство, например, не может гарантировать отсутствие очереди в случае необходимости плановой госпитализации. Однако интерес получить квалифицированную помощь и получить ее быстро у граждан не только существует, но и  становится все более выраженным по мере их понимания ценности здоровья.
Интересы граждан в высококачественных медицинских услугах  столь  многообразны, что в любой даже самой богатой стране не могут быть полностью удовлетворены. С другой стороны, любое законодательство существует для того, чтобы строить такую систему здравоохранения, которая в перспективе станет способна оказывать всем своим гражданам своевременную и высококачественную помощь. Поэтому стремление граждан в этом контексте совпадает со стремлениями (но не с гарантиями) государства. В связи с этим  интересы граждан, совпадающие с «духом» закона и с  общегосударственными (общественными)  интересами  принято называть  «законные интересы».
Знание о существовании  наряду с правами  такой юридической категории как «законные интересы»  необходимо в связи с тем, что государство на законодательном уровне возложило на себя защиту не только прав граждан, но и их законных интересов. Для практической деятельности и пациентов, и медицинских работников, и правоведов важным является понимание того, что к числу правомерных притязаний граждан в системе медицинской помощи  относятся наряду с правами  требования проистекающие из их законных интересов.
В отличие от прав, перечень которых четко определен, и от законных интересов, число которых определенно, количество и разноообразие  личных интересов граждан практически неисчерпаемо. Ниже приводятся пять основных групп (А-Д) прав россиянина в системе медицинской помощи, его интересов законных, интересов  личных).
Права:
А. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст.20 «Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»)
1.Право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения  (Ст. 20).
2. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье (Ст.19).
3. Право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Ст. 20 ).
Б. Права граждан в системе медицинского страхования
(Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации, Статья 6)
1. На обязательное и добровольное медицинское страхование;
2. На выбор медицинской страховой организации;
3. На выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
4. На получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
5. На получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
6.  На предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.
В. Права пациента
(Ст. 30-32 «Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»)
1. На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего  персонала;
2. На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3. На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих  санитарно-гигиеническим требованиям;
4. На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5. На облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским  вмешательством,  доступными способами и средствами;
6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8. На отказ от медицинского вмешательства;
9. На получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в  интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10. На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11. На возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. На допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. На допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
14. На непосредственноe знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние  его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;
15. На обращение  с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.
Г. Права потребителя
1.  На безопасность услуг  (ст.7 «Закона о защите прав потребителей», далее — ЗоЗПП);
2.  Н а информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст.8-10 ЗоЗПП);
3.  На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст.27 ЗоЗПП);
4.  На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст.29 по смыслу ст.4 ЗоЗПП);
5. На информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст.36 ЗоЗПП);
6.  Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п.2 ст.12 ЗоЗПП);
7.  На выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
Д. Специальные права
1. На государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств.
(ст.42 Федерального закона «О лекарственных средствах», п.3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.94 N 890);
2. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции.
(ст.ст.35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
3. Право граждан на проведение экспертизы. (раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан);.
4. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия.
(ст.48 Основ зaкoнодaтeльства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
5. Право граждан на трансплантацию органов (Закон Poccийской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст.47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»);
6. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы (ст.5 Федерального закона «О рекламе», ст.44 Федерального закона «О лекарственных средствах, Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здopoвья при рacпространении рекламы»);
7. Право на охрану здоровья граждан, cтрадающих психическими заболеваниями.
(Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);.
8. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией (Федepaльный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека»).
Законные интересы пациента:
— признание, соблюдение и защита всего комплекса прав гражданина, предусмотренных Законодательством РФ (права конституционные, права пациента, права застрахованного, права потребителя, права специальные);
— соблюдение при оказании стационарных медицинских услуг действующих отраслевых стандартов;
— доступность высокотехнологичных медицинских услуг;
— обеспеченность доступной информацией о поставщиках страховых и медицинских услуг;
— получение медицинской помощи надлежащего качества (при наличии  права  на получение медицинских  слуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора);
— минимизация сроков ожидания бесплатных амбулаторных и стационарных медицинских услуг,  размещение при госпитализации в маломестной палате;
— наличие  и развитие системы профилактических мероприятий;
— эффективность расходования средств ОМС;
—  экономическая и технологическая обоснованность тарифов на медицинские услуги в системе ОМС;
— представительство интересов пациентов в коллегиальных  органах, принимающих решения о политике в сфере охраны здоровья;
— иные законные интересы.
Личные интересы пациента:
— комфортные бытовые условия пребывания в медучреждении;
— максимально высокая квалификация лечащего врача;
— реальные гарантии личной физической безопасности;
— маломестная палата с психологически совместимыми, спокойными и безопасными  соседями;
— современное импортное диагностическое и лечебное оборудование;
— медицинское обслуживание без  очередей;
— разнообразное полноценное питание;
— приветливое и доброжелательное  отношение медработников;
— использование только одноразовых расходных материалов, импортных фармпрепаратов последних поколений;
—  консультации ведущих специалистов (ученых, профессорско-преподавательского состава) по имеющейся у пациента медицинской проблеме;
— возможности приема посетителей в удобное для себя время;
— независимый консультант («второе мнение»);
— возможность получения услуг в удобное для себя время и в удобном месте;
— получение копий заключений всех результатов обследования и консультаций;