Шкала цветов в эстетической стоматологии

0
91

Простейший способ расположить последовательно ряд цветных поверхностей — это собрать их в виде атласа. Каждый образец характеризуется определенными оптическими и психофизиологическими свойствами: тоном, насыщенностью и светлотой.

На каждой странице атласа помещаются образцы таким образом, чтобы показать различия в их восприятии. Недостатком цветового атласа является то, что образцы со временем загрязняются и обесцвечиваются.

Кроме того, число образцов, включенных в атлас, ограничено, а ряд сильно насыщенных цветов невозможно воспроизвести на бумаге, хотя наблюдатель в повседневной жизни может с ними встречаться.

В 1905 г. художник Менэелл задался целью составить атлас цветов, который помог бы студентам, изучающим живопись и смежные дисциплины, понять особенности цветов.

Составленный им атлас «Книга цветов Мензелла» был с тех пор переработан и в настоящее время содержит свыше 1200 цветных образцов, исполненных как на матовой, так и на глянцевой бумаге.

Каждый образец рассматривают при стандартных условиях, а именно на однородном сером фоне с коэффициентом отражения 20% и при освещении как образца, так и фона светом, близким по своим спектральным свойствам к дневному. Эти условия обеспечивают константность восприятия.

Цветные атласы изготавливают для специальных целей, например для нужд текстильной промышленности, при изготовлении пигментов, красок и красителей, керамических плиток и мебели. В основном они ограничиваются набором цветов, соответствующих конкретной области применения; из 1200 цветов системы Мензелла на практике применяются 30—60.

У этих образцов могут быть разные текстуры поверхности и отделка в отличие от атласа Мензелла, где имеются только 2 вида поверхностей — матовая и глянцевая. Для сохранения единообразия названия этих цветов часто приводятся в терминологии Мензелла.

Предполагается, что воспринимаемый цвет каждого образца описывается его тоном (HUE), насыщенностью (названной Мензеллом «глубина окраски» — Chroma) и светлотой (Value). Соотношение этих характеристик Мензелл представил в виде шкалы.

Любая окрашенная поверхность по цвету похожа на один из цветов спектра. Эта характеристика называется тоном по Мензеллу. Художник выделил 5 основных тонов: синий, зеленый, желтый, красный и пурпурный (обозначаемые как С, 3, Ж, К и П), а также 5 промежуточных тонов (СЖ, ЗЖ, ЖК, КП и ПС).

Эти 10 тонов можно расположить по кругу таким образом, чтобы воспринимаемое различие в тонах между соседними поверхностями (сегментами) было постоянным.

Все различающиеся тона, в свою очередь, можно получить подразделением каждого сегмента на 10 частей, что в сумме дает уже 100 тонов. На шкале Мензелла чистые тона распределяются по окружности.

Каждую поверхность по светлоте можно сопоставить с определенной ахроматической поверхностью из серии цветов от черного до белого. Если обозначить черную и белую поверхности по шкале Мензелла соответственно через 0 и 10, то под номерами от 1 до 9 будут все оттенки серого, отличающиеся друг от друга равными интервалами светлоты.

Ахроматические цвета в зависимости от светлоты в шкале Мензелла распределены вертикально по центральной оси.

Насыщенность обозначает содержание в образце чистого цвета (т. е. количество пигмента на единицу площади) и обозначается в условных единицах от 0 до 16—18. Степень насыщенности характеризуется удаленностью от центральной оси.

Цветовая таблица спецификации CIE 1931 XYZ выражает гамму всех оттенков через отношение трех основных цветов и компонентов смешанного цвета.

Оттенок (тон), насыщенность и светлоту можно выразить с помощью математических значений xyz. При стандартном свете координаты цветности х=0,3101 и у=0,3162 в системе спецификации цветов обозначают точку белого цвета. Направление радиальных линий, исходящих из этой точки, выражает оттенок от красного до фиолетового, а числа по периметру представляют длину волны соответствующего света в нанометрах (нм).

Насыщенность выражается размером концентрического круга — от ахроматичности до чистого цвета. Цветность передних зубов очень близка к точке белого цвета. Центр области распределения цвета для них находится на линии длиной примерно 580 нм. Наименование цвета для этой линии В желтовато-оранжевый.

Из большого числа расцветок искусственных зубов наиболее популярна шкала VITAPAN Classical: она отличается систематичностью и большим сходством с настоящими зубами.

Расцветка включает четыре ряда цветов: А, В, С и D; каждый из них делится на несколько ступеней по светлоте и степени насыщенности; в совокупности они характеризуют интенсивность.

При выборе цвета пломбировочного материала или керамической массы сначала определяется цветовая группа (А, В, С, О), а затем интенсивность (1—4).

Объективизация определения цвета в стоматологии

В повседневной работе врач-стоматолог часто сталкивается с потребностью идентифицировать цвета. При проведении стоматологического обследования пациента врач использует тесты, требующие визуального измерения цвета.

Так, при одном из методов определения кислотоустойчивости эмали — теста резистентности эмали (ТЭР) — регистрируют убыль твердых тканей зуба после дозированного воздействия кислотой. При атом для косвенной оценки степени шероховатости покрывают места протравки эмали водным раствором метиленового синего.

Исследуемый участок эмали при этом окрашиваете в различные оттенки синего. Интенсивность окраски оценивается по стандартной 10-балльной шкале цветов (от бледно-голубого до интенсивно синего).

Идентичная процедура сравнения оттенков синего цвета проводится при клинической оценке скорости реминерализации эмали — КОСРЭ-тесте. Проба CRT (Color, Reaction, Time) также предусматривает оценку изменения окраски индикатора от светло-зеленого до фиолетового для определения устойчивости эмали к кислотам.

При изготовлении металлокерамических и съемных протезов врачи-ортопеды определяют оттенки красного цвета десневого края, сравнивая его с эталонами расцветки.

Субъективным остается метод определения цвета измененной десны при заболеваниях периодонта (пародонта). Так как эталоны для сравнения отсутствуют, врачи пользуются терминологией «гиперемирована», «цианотична», «бледно-розовая» и пр.

В современной эстетической стоматологии наиболее актуален вопрос идентификации цвета зуба. Наличие хорошей шкалы расцветок еще не является гарантией высокого качества определения оттенков, так как цвет остается результатом восприятия и субъективной интерпретации его специалистом.

Измерить цвет искусственных зубов нетрудно, гораздо сложнее оценить оттенки естественных зубов в полости рта пациента. С развитием эстетической стоматологии появилась потребность объективного измерения цвета зуба.

В 1993г. фирма «Shofu» в сотрудничестве с фирмой «Minolta» разработала колориметр на основе системы L—a—b для определения цвета зубов и его выражения в цифрах. Параметр а представляет красно-желтое направление, b — желто-синее.

Точка пересечения а и b означает цветность. Параметр L отражает степень светлоты, а движение от краев сферы к ее центру — уменьшение насыщенности.

Результатом совместных научных разработок фирм явился хромометр ShadeEye-EX. Специалисту, определяющему цвет зуба, не надо волноваться об освещении, окружающих цветах, навыках, индивидуальном цветовосприятии и даже усталости.

За секунду прибор отпечатывает «рецепт», основанный на системе цветов керамической массы Shorn Vintage Halo Porcelain. «Рецепт» указывает точное соотношение при смешивании более 200 оттенков керамики Vintage Halo System.

Измерения проводятся компьютером, что гарантирует объективность и помогает избежать неточностей, присущих «слепому» методу смешивания керамических масс.

Однако использование даже самого современного и дорогостоящего оборудования для измерения цветовых характеристик зуба не всегда позволяет получить качественные результаты определения цвета естественных зубов в полости рта пациента.